I. Этап. Организация начала урока.
|
Подготовка учащихся к работе на уроке.
|
- Приветствие;
- определение отсутствующих;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- готовность наглядных пособий, доски, мела и т.п.
- раскрытие общей цели урока.
|
- Требовательность, собранность, доброжелательность учителя;
- отсутствие многословия;
- ярко выраженная волевая направленность педагога.
|
- Кратковременность оргмомента;
- быстрое включение всех учащихся в деловой ритм и организации внимания у всех учащихся;
- полная готовность класса и оборудования к уроку.
|
- Систематичность оргмомента;
- последовательность проявления требований;
- собранность, сдержанность, требовательность самого учителя.
|
II. Этап. Проверка выполнения домашнего задания.
|
- Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми (или большинством) учащимися;
- устранение обнаруженных проблем;
- проведение дальнейшего совершенствования знаний, умения и навыков учащихся.
|
- Выявление уровня знаний учащихся, по заданному на дом заданию;
- определение типичных недостатков в знаниях и причины их появления;
- ликвидация недостатков в знаниях и причины их появления;
- ликвидация недостатков.
|
- Оперативность учителя, которая во многом обеспечивается целевой направленностью проверки домашнего задания;
- система приемов, позволяющая проверить выполнение задания всеми (или большинством) учащихся.
|
- Проверка учителем за короткий промежуток времени уровня знаний у большинства учащихся;
- возможность в ходе проверки домашнего задания скорректировать опорные понятия и ликвидировать обнаруженные недостатки;
- реализация по домашнему заданию развивающий характер проверки.
|
Использование системы приемов которые позволяют опросить возможность выполнения домашнего задания большинством учащихся, оперативность учителя.
|
III. Этап. Подготовка к активной УПД на основном этапе урока.
|
- Подготовка учащихся к тому виду учебно-познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока.
- Актуализация опорных знаний и умений.
- Формирование познавательных мотивов.
|
- Постановка триединой дидактической цели урока;
- организация действий учащихся по ее принятию.
|
- Умение учителей определять и ставить триединую дидактическую цель урока;
- владение приемами организации учащихся на деятельность по принятию цели.
|
- Формирование дидактической цели вместе с учащимися;
- активность каждого ученика, т.е.его деятельности по принятию цели.
|
- Оценка значимости для учащихся нового материала;
- умение показать чему учащихся должны научиться в ходе урока;
- умение четко однозначно определить образовательную цель урока;
- фиксацию этого в поурочном плане.
|
IV. Этап. Усвоение новых знаний.
|
- Сформировать у учащихся конкретные представления об сообщаемых фактах, явлениях, процессах, их сущности, связях;
- выделить главное;
- провести обобщение вместе с учащимися;
- на основе знаний нарабатывать умения.
|
- Сообщение учителем нового материала (или самостоятельная работа учащихся);
- восприятие учащимися этого материала;
- осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация его.
|
- Опора на жизненный опыт учащихся;
- индивидуальный подход по дозе помощи;
- организация учащихся на оперирование усваиваемым содержанием.
|
- При использовании объяснительно-иллюстративного метода преподавания критерием успеха будет включение учащихся в активную деятельность и качество ответа на вопросы.
|
- Использование педагогических приемов, инноваций образовательного процесса, применение ТСО, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала;
- запись в тетрадях формулировок опорных пунктов плана, тезисов конспекта;
- самостоятельная работа с книгой;
- использование наглядности;
- составление таблиц первичного обобщения материала;
- актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся.
|
V. Этап. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.
|
- Установить осознанность усвоения содержания нового учебного материала;
- усвоение связей и отношений между фактами, явлениями, процессами;
- установить выявленные пробелы и на этой основе решить можно ли переходить к следующему этапу.
|
- Проверка учителем того, поняли ли учащиеся, что является содержанием урока, которое нужно усвоить;
- проверка полноты и осознанного усвоения знаний.
|
- Использование учителем вопросов, требующих мыслительной и практической активности учащихся;
- постоянные обращения к классу;
- определение пробелов в ходе проверки успехов учащихся.
|
- Показывают ли при опросе сильные и слабые учащиеся понимание основного содержания усваиваемых знаний;
- привлекается ли класс к выполнению и оценке ответа товарищей;
- устранялись ли выявленные пробелы и нацеливались на их устранение на последующих этапах урока.
|
- Постановки вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся;
- создание нестандартных ситуаций;
- обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, найти другое решение;
- учет дополнительных вопросов со стороны учащихся для выяснения пробелов в знаниях.
|
VI. Этап. Закрепление знаний.
|
- Организация деятельности учащихся по применению изученных знаний к объяснению разных процессов, а также решению задач.
|
- Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков конкретизации знаний.
|
- Включение учащихся в деятельность не только по воспроизведению, но и по оперированию знаниями;
- организация деятельности школьников по включению новых знаний в систему раннее изученного.
|
- Умение учащихся распознавать, воспроизводить новое содержание;
- применять новые знания к объяснению явлений, к решению задач;
- выявление и устранение недостатков в знаниях и умениях;
- умение учащихся соотносить между собой факты;
- умение выделять существенные признаки, ведущих понятий, конкретизировать их;
- активность учащихся.
|
Овладение рациональными методами и приемами контроля знаний, умений учащихся.
|
VII. Этап. Обобщение и систематизация знаний.
|
Усвоение системы понятий по курсу межкурсовых понятий.
|
Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и умений в целостные системы внутри учебного предмета и межкурсовые.
|
Умение учителя ставить вопросы, давать задания, направленные на обобщающую деятельность учащихся по включению части в целое.
|
Знание учащимися не только отдельных фактов, правил, но и законов, теорий целостной картины мира.
|
- Вычленение в изучаемом наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся;
- восприятие отличительных признаков;
- использование приемов мышления, анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации;
- постановка перед учащихся учебной проблемы, создание проблемной ситуации;
- постановка эвристических вопросов.
|
VIII. Этап. Контроль и самопроверка знаний.
|
- Глубокая всесторонняя проверка знаний, умений и навыков нескольких учащихся;
- выявление недостатков и причин их появления;
- стимулирование учащихся к овладению рациональными приемами учения и самообразования.
|
- Проверка полноты, осознанности и прочности знаний, умений и навыков;
- проверка сформированности общих учебных умений;
- установление положительных и отрицательных сторон в знаниях;
- рекомендации учащимся по ликвидации пробелов путем самостоятельной работы или с помощью товарищей.
|
- Постановка дополнительных вопросов для проверки и действенности знаний;
- использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний;
- опора на помощь учащихся путем рецензирования ответов и др.
|
- Всесторонность проверки знаний, умений и навыков;
- рецензирование ответов учителем и учащимися с указанием положительного и недостатков в знаниях, конкретность предложений по ликвидации пробелов или стимулированию дальнейшего интереса к предмету;
- активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.
|
- Организация индивидуальных, групповых, фронтальных ФОПД с использованием самых различных методов проверки знаний (фронтальная беседа, тестовая проверка и др.);
- постановка дополнительных вопросов, которые проверяли бы прочность знаний;
- создание при опросе нестандартных ситуаций.
|
IX. Этап. Подведение итогов урока.
|
- Дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности;
- показать типичные недостатки в знаниях, умениях и навыках.
|
- Дать общую характеристику работы класса;
- показать успешность овладения содержанием урока;
- вскрыть недостатки, показать пути их преодоления.
|
- Умения быстро охватывать педагогические приемы, помогающие успешности усвоения знаний, и определять типичные недостатки процесса преподавания;
- умение учесть реальные возможности.
|
- Краткость и емкость анализа с учетом типичности;
- определение мер для последующей работы тем, кто затрудняется.
|
Определение учителем эффективности урока и на этом основании составить план пути ее повышения.
|
X. Этап. Информация о домашнем задании.
|
На основе выявленных результатов усвоения нового материала дать домашнее задание, которое было бы направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовке к дальнейшему обучению.
|
Сообщить домашнее задание, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.
.
|
Умение дать методические советы по выполнению домашнего задания.
|
- Работа по инструктированию в рамках времени урока, запись на доске параграфов, номеров задач и заданий;
- успешность выполнения домашнего задания к следующему уроку.
|
- Проводить этап в границах урока;
- включать в состав домашнего задания познавательные задачи, вопросы;
- дифференцировать подход к отбору материала для домашнего задания.
|