Комплекс дополнительных мероприятий по профилактике преступлений, связанных с половой неприкосновенностью в учреждениях образования Речицкого района
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки исполнения |
Ответственные за исполнение |
1 |
проведение семинаро-учеб с классными руководителями, педагогами учреждений образования «Реализация национального механизма оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия» |
1 раз в полугодие (январь, август) |
Директор |
2 |
Проведение классных и информационных часов по вопросам полового воспитания, профилактике преступлений, связанных с половой неприкосновенностью |
1 раз в месяц |
Классные руководители |
3 |
Проведение мониторинга страниц учащихся в социальных сетях с целью недопущения их нахождения в группах, пропагандирующих сексуальное насилие и эксплуатацию несовершеннолетних, вовлечение в распространение материалов порнографического характера |
еженедельно |
Классные руководители |
4 |
Проведение в библиотеках тематических выставок на тему: «Мой безопасный мир», «Мир без жестокости и насилия» |
В течение года |
Библиотекарь |
5 |
Изучение условий жизни и воспитания учащихся через посещения их на дому |
до 31.12.2024 при необходимости чаще |
Классные руководители |
6 |
Проведение информационно-просветительской работы по вопросам профилактики сексуального насилия в отношении несовершеннолетних в рамках акции «Шаг на встречу» |
1 раз в квартал |
Заместитель директора по УВР |
7 |
Включение вопросов полового воспитания, профилактики преступлений, связанных с половой неприкосновенностью, в повестки дня общешкольных и классных родительских собраний |
1 раз в четверть |
Заместитель директора по УВР |
8 |
Консультации родителей по вопросам особенностей возрастной психологии и воспитания детей, оказания-социально-психологической помощи родителям в том числе в рамках проекта «Родительский университет» |
В течение 2024 года |
Заместитель директора по УВР |
9 |
Проведение встреч с сотрудниками РОВД по вопросам ответственности за преступления против половой неприкосновенности |
В течение 2024 года |
Заместитель директора по УВР |
10 |
Анкетирование учащихся 5-11 классов по вопросам полового воспитания, информированности об ответственности за совершение преступлений, связанных с половой неприкосновенностью |
апрель, сентябрь 2024 года |
Заместитель директора по УВР |
11 |
Проведение диагностики по изучению уровня тревожности учащихся, проживающих в неполных семьях, и проведение коррекционной работы с учащимися и родителями |
январь 2024 |
Заместитель директора по УВР |
12 |
Обеспечение психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних, пострадавших от сексуального насилия |
В течение 2024 года |
Директор |
13 |
Рассмотрение вопросов работы учреждения образования по профилактике преступлений, связанных с половой неприкосновенностью на совещаниях у директора, заместителя директора по УВР, педагогических советах |
1 раз в полугодие |
Заместитель директора по УВР, директор |
Заместитель директора по УВР Ю.В.Зелёных
Алгоритм
взаимодействия педагогических работников по профилактике
преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних
Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения
особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и
их законными представителями необходимо информировать их по вопросам профилактики
против половой неприкосновенности несовершеннолетних и обращать их внимание на:
1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги,
ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического
насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка
свидетельствует: их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности
бедер, на щеках и т.д.); очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми
они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные
следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться
старые рубцы и шрамы.
2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление
и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического
насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку
чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное
грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное
поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического
характера), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной
испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные
разговоры и попытки и др.
4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:
-неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;
-несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам
законных представителей или очевидцев;
-противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения
травмы у ребенка;
-обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;
-отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее
обращение за медицинской помощью;
-неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;
обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.
Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка
имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие
«знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.
Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или)
сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в
отношении несовершеннолетних может быть:
-информация, поступившая от ребенка;
-информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;
-информация, поступившая от работников учреждений образования;
-информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
-информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;
-информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.
Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей
обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в
отношении несовершеннолетних
При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4
настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические
работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего
дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-
педагогической и психологической службы учреждения образования.