Умеем ли мы говорить с нашими детьми?
У Вас растет дочка, или сын, или несколько детей, а, может быть, уже и внуки. Вы не раз задумывались о том, каким вырастет Ваш ребенок. Вы хотели, чтобы он стал если не обязательно красивым, то непременно счастливым; Вы мечтали, чтобы
- мальчик вырос смелым, мужественным, стойким, трудолюбивым, образованным, ответственным;
- девочка — обаятельной, доброй, внимательной, чуткой, отзывчивой, умной;
- каждого ждали успех в учебе и работе, удача в делах, любовь и счастье в семейной жизни.
Если Ваши надежды сбылись, мы рады за Вас. А если что-то не сложилось, давайте вместе порассуждаем, почему так произошло.
Дети растут быстро. Только первый год жизни тянется долго, а затем время ускоряет бег и вот уже детский сад школа, институт... И в каждом возраст нам периоде у ребенка возникают свои проблемы, которые становятся и Вашими. Кроме того, детям свойственно задавать всякие «неудобные» вопросы. Как отвечать на них, у кого спросить совета, как реагировать на ту или иную ситуацию и вообще, что происходит с ребенком? Вы часто ищете решение и не всегда находите его. А иногда Вас терзают сомнения в правильности сделанного шага. Тогда эта памятка для Вас.
Дети 3—6 лет, по мнению ученых, переживают первый возрастной кризис, начиная ощущать себя автономными от матери, что выражается в позиции «я сам». При этом они
- находятся в постоянном движении;
- отличаются романтической привязанностью к родителям;
- не делают различий между реальным миром и миром фантазий;
- стремятся удовлетворять свои желания и потребности вне зависимости от мнения окружающих;
- пытаются обращать на себя внимание, высказать свое мнение, как говорится, «везде вставляют свои пять копеек»;
- испытывают разные страхи и выдуманные беспокойства;
- интересуются: «Откуда я появил- ся(лась)? А где я был(а) раньше?»;
- из игр предпочитают дочки-матери, копируя при этом своих родителей и одновременно моделируя поведение в своей будущей семье.
- Как следует общаться с ребенком:
- жалейте и любите своего малыша, ласкайте, целуйте и обнимайте его;
- помогайте ребенку все делать самому;
- проявляйте отзывчивость к его идеям; откладывайте свои дела и внимательно слушайте, как только у него появляется желание с Вами поговорить;
- предоставляйте ему свободу, но учите считаться с интересами окружающих. Останавливайте, если он бесцеремонно вмешивается в разговоры взрослых, не бойтесь показать свой гнев, если он вызван серьезным проступком ребенка;
- наблюдайте за играми ребенка и не отказывайтесь участвовать в них. Это первая и очень хорошая школа жизни: по играм можно определить, какие проблемы возникли у ребенка, как он предпочитает их решать и каким впоследствии станет семьянином, работником, другом;
- на все вопросы, даже «неудобные», отвечайте честно и откровенно. Если Вы «найдете» ребенка в капусте, или его «принесет аист», то потом Вам будет сложно научить ребенка говорить правду, ибо Вы уже подали ему нежелательный пример.
Никогда
- излишне не опекайте ребенка;
- не заостряйте внимания на детских ссорах;
- не используйте угрозы для достижения результата;
- наказывайте не за качества личности, а только за действия;
- не прибегайте к физическим наказаниям. Применяя насилие, можно быстрее добиться цели, ибо не придется долго объяснять и доказывать свою правоту: повысил голос, ударил и готово. Но что Вы будете делать, когда он вырастет?!