Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 3 человека

ПАМЯТЬ И БОЛЬ БЕЛОРУССКОЙ ЗЕМЛИ

Дата: 24 марта 2022 в 23:49, Обновлено 25 марта 2022 в 00:17

Единый урок для учащихся 

«О чем звонят колокола Хатыни?»,

посвященного 79-й годовщине трагедии в Хатыни

Дата проведения: 22 марта 2022 года

«Хто не памятае мінулага, хто забывае мінулае –

асуджаны зноў перажыць яго. Безліч разоў»

Ул. Караткевіч

Целевая установка: формирование у учащихся представлений о событиях в Хатыни как примере политики геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны; воспитание уважительного отношения к историческому прошлому нашей страны.

  1. Вводный этап.

СЛАЙД 2. Звучит фрагмент музыкального произведения «Молитва» в исполнении ансамбля «Песняры».

Мы с вами живем в мирной спокойной стране, не слышим грохота орудий, взрывов снарядов. Нам не приходится голодать, прятаться в подвалах домов, в один миг терять своих близких и свой дом. Мы живем, не осознавая огромной ценности того, что у нас есть, воспринимаем мирную жизнь как данность. Но так было не всегда.

История нашего народа полна трагических событий. Многие из них со временем стерлись из памяти людей и стали достоянием архивов. Однако есть события, которые не забываются, их значимость с каждым годом только возрастает.

СЛАЙД 3. Самым страшным и скорбным событием, без сомнения, является Великая Отечественная война. Белорусы – одна из наиболее пострадавших в результате этой войны наций. Оккупировав летом 1941 года территорию Беларуси, фашистские захватчики начали проводить политику геноцида, направленную на истребление белорусского народа. На белорусской земле был установлен так называемый «новый порядок» – режим террора, насилия и рабства.

В результате геноцида на территории БССР погибло свыше 2 млн. 200 тыс. советских граждан. Угнано в Германию под угрозой смерти более 377 тыс. граждан, многие из которых погибли в результате невыносимых условий труда, лишений, издевательств.

Во время оккупации 628 населенных пунктов Беларуси было уничтожено вместе с жителями. 186 из них так и не восстановлены. 5 295 населенных пунктов уничтожены с частью жителей. 325 из них не были восстановлены после войны.

Сегодня на уроке мы поговорим о символе геноцида, трагедии нашего народа во время Великой Отечественной войны – о Хатыни, историю которой забывать нельзя.

2. Основной этап.

До рокового дня 1943 года Хатынь была обычной мирной белорусской деревней, насчитывающей 26 дворов. Утром 22 марта Хатынь окружили отряды карателей, которые состояли из эсесовцев и полицаев-украинцев. Они согнали в амбар стариков, женщин, детей, заперли и подожгли. В огне погибли 149 человек, в том числе 75 детей, самому младшему было всего 7 недель.

СЛАЙД 4. Во время трагедии выжили только шесть человек. Троим детям – Володе и Соне Яскевичам и Саше Желобковичу – удалось скрыться от гитлеровцев. Остались живы двое детей из находившихся в сарае – Виктор Желобкович и Антон Барановский. Единственным взрослым свидетелем хатынской расправы стал 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Среди погибших односельчан он нашел своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги и скончался на руках у отца.

Хатынь стала символом трагедии белорусского народа. В 1969 году в память обо всех погибших белорусах на месте бывшей деревни был открыт мемориальный комплекс «Хатынь» – трагическое напоминание об ужасах войны. Это одно из наиболее почитаемых мест в Беларуси.

– Кто из вас побывал на экскурсии в Хатыни? Мы можем совершить небольшую видео экскурсию прямо сейчас (СЛАЙД 5).

Далее учитель акцентирует внимание учащихся на том, что память о войне сохранена в книгах, фильмах, памятниках и др. Фильмы о войне никого не оставляют равнодушными. Вместе с их героями зрителям предоставляется возможность пережить тревогу и радость, надежду и отчаяние. Лучшие военные фильмы рассказывают не только и не столько о самих боевых действиях, сколько о людях, прямо или косвенно в них участвовавших, позволяют погрузиться в атмосферу тех лет, поставить себя на место киногероев, задуматься над такими вечными ценностями, как верность Родине, свобода, справедливость, дружба, любовь.

В рамках республиканского киномарафона «Смотри и помни» учащиеся смотрели художественный фильм «Иди и смотри». Основным источником для написания сценария этого фильма стала книга «Я з вогненнай вѐскі» (авторы – А. Адамович, Я. Брыль, В. Колесник), в которой содержатся документально подтвержденные факты политики геноцида против белорусского народа в годы оккупации.

Учитель предлагает учащимся посмотреть буктрейлер «Я з вогненнай вёскі» (СЛАЙД 6).

Книга «Я з вогненнай вескі» содержит документальные свидетельства людей, переживших ужасы фашистского геноцида в Беларуси. Она начинается так: «Про фашизм человечество знает, кажется, все. Пепел миллионов-жертв его стучится в сердца людей. И все же кое-где пытаются снова и снова обелить эту чуму XX века – в глазах новых поколений, которые сами не пережили ужасов Второй мировой войны».

  • Читал ли кто-то из вас эту книгу? Какие из воспоминаний, приведенных в книге «Я з вогненнай вескі», затрагивают историю вашей малой родины?

Вспоминая Хатынь, мы вспоминаем тысячи других белорусских деревень, зверски уничтоженных немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. В настоящее время в Республике Беларусь в рамках республиканского интернет-проекта «Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны», создана база данных (http://db.narb.by/), содержащая сведения о таких деревнях.

Учитель предлагает учащимся нанести на карту Беларуси, размещенную на доске, информацию в виде заранее подготовленных значков Вечного огня о сожженных деревнях своего региона, найденную в базе данных.

Далее учитель обращается к словам Президента Республики Беларусь  Александра Григорьевича Лукашенко, прозвучавшим на республиканском митинге-реквиеме «Лампада памяти» 22 марта 2021 г. (СЛАЙД 7)

«Иди и слушай Хатынский колокол, в звоне которого воедино слились детские крики, материнский плач и горькая отцовская скорбь миллионов белорусов. Белорусов, испытавших нечеловеческие страдания, но не покоренных и не побежденных. Мы это должны с вами помнить всегда и не бояться в великие праздники, какая бы беда ни нахлынула на нас (пандемия ковид или прочие болезни), приходить в светлый День Победы и отдавать должное им, которые погибли ради нас. Потому что, если бы они не погибли, нас бы не было.

И пусть эти голоса из прошлого каждому поколению напоминают о том, как хрупок мир, как ценна человеческая жизнь и как легко все это потерять. И пока звучит этот колокол, Беларусь помнит.

Нам никогда не забыть страшные страницы истории Великой Отечественной войны. Мы никогда не простим жестокость, бесчеловечность и бесчинства врага на нашей земле. Мы это помним, и в этом наша сила.

Вечная память убитым, замученным и растерзанным. И склоним же головы и почтим их память минутой молчания».

СЛАЙД 8. МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

3. Заключительный этап.

В настоящее время мы являемся свидетелями событий новейшей истории, которые стали следствием политики ряда государств в отношении России, Беларуси и братского народа Украины. Насколько актуальна в этой связи тема сегодняшнего урока?

Историческая память – одно из важных приобретений цивилизации. Пока люди помнят прошлый опыт, человеческое общество имеет возможность развиваться и совершенствоваться. Память о войне призывает к ответственности за мир на Земле. Беларусь помнит и чтит подвиг солдат той страшной войны, подвиг партизан и подпольщиков, тех, кто был угнан в фашистское рабство, замучен в концлагерях и гетто. Беларусь помнит тех, кто жил и трудился в тылу. Беларусь помнит и ценит Великую Победу, к которой люди шли 1418 долгих дней.

  • Как вы думаете, для чего необходимо сохранять память как о героическом, так и о трагическом прошлом Великой Отечественной войны?
  • Как вы думаете, благодаря чему советский народ одержал Победу в Великой Отечественной войне?
  • Согласны ли вы с высказыванием Владимира Короткевича, вынесенным в качестве эпиграфа к нашему уроку? Аргументируйте свой ответ.
  • Как ваше поколение может содействовать сохранению памяти о погибших в годы Великой Отечественной войны и сохранению мира?

В рамках данного этапа можно обсудить участие в мероприятиях в рамках Года исторической памяти (например, в республиканской патриотической акции «Их подвиг в памяти потомков сохраним»).

Больше фото можно увидеть пройдя по ссылкам:

<font color="#2f4f4f">1) https://vedrich.schools.by/photoalbum/938983</font>

<font color="#2f4f4f">2) https://vedrich.schools.by/photoalbum/938987</font>

<font color="#2f4f4f">3) https://vedrich.schools.by/photoalbum/940564</font>

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.